Подрумянивание

После разметки на месте будущей карры производится подрумянивание, которое заключается в снятии грубой, растрескавшейся корки до полного сглаживания трещин с оставлением внутреннего слоя коры толщиной 3—4 мм без повреждения луба и камбия (без залысок и забелин). По подрумяненной поверхности легче наносить подновку, снижается засорение живицы корой, предохраняются инструменты от быстрого затупления. При тонком слое оставшейся коры карра быстрее и лучше прогревается солнцем. Подрумянивание в нижней части ствола (до высоты 160— 180 см) обычно производится двуручным (окорочным) стругом с прямым полотном ножа, а на высоких каррах применяется одноручный струг. При подрумянивании комлевых карр можно пользоваться стругом В. В. Смирнова. Слой коры при этом снимается движением снизу вверх, а не сверху вниз, как при пользовании другими окорочными инструментами. Устраняется необходимость работы в согнутом положении или стоя на коленях. При толстом слое коры иногда подрумянивание делают в два приема. Сначала снимают верхнюю кору, а после этого стругом заглаживают корковый слой внутренней коры, доводя толщину его до требуемых размеров. Подрумянивание является пока ручной трудоемкой подготовительной операцией на подсочке. Попытки механизировать ее не привели к положительным результатам. На подрумянивание затрачивается около половины рабочего времени, расходуемого на все подготовительные работы, и около 13% общих трудовых затрат на добычу живицы. Подрумянивание начинают проводить осенью, после окончания производственных работ, стараясь закончить их до глубокого снега. Лучшее качество выполнения достигается на примерзшей коре. Весной, с началом сокодвижения при подрумянивании карр наблюдается отставание коры и появление пролысин на окоренной поверхности. Большое значение при подрумянивании имеет отточка стругов. Часто причиной брака на этих работах является тупой инструмент. Струги точат с внутренней стороны по всей ширине фаски. Иногда с наружной стороны струга делают вручную небольшую фаску шириной 1,5—2 мм для предохранения во время работы от повреждений луба и камбия. Для того чтобы предохранить карры от расширения их в процессе нанесения подновок и сужения карровых питательных ремней, производится их оконтуровка, т. е. обозначение границ карры в подрумяненной зоне специальными разметчиками.